• 25 января 2019, пятница
  • Санкт-Петербург, 5я линия в.о. 54

Взаимопроникновение и столкновение идей: как общались христиане и философы времен падения Рима и раннего Средневековья? Камерная беседа с Игорем Хайкиным

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

1890 дней назад
25 января 2019 c 19:00 до 21:30
Санкт-Петербург
5я линия в.о. 54

Нас интересуют связи христианства и греческой философии, а также эволюция сознания. Будем говорить о святоотеческом христианстве — это уже догматика на интеллектуальной базе греческой философии.

<<Как бы не разбираться и какие бы уравнения не строить, все равно остается одно неизвестное — первые христиане и сам Христос — кем и каковы они были на самом деле? Вот хотя бы начиная с того же Преображения. Этому было трое свидетелей, один из которых евангелист Иоанн, но именно он в своем евангелии об этом не упоминает, а о событии мы знаем со слов троих остальных, которых там на Фаворе не было. В других текстах Петра и Иакова об этом тоже не упоминается. И далее все, что мы знаем об Иисусе, апостолах и первых христианах — в том же духе. Т.е. новозаветные свидетельства, как канонические, так и апокрифические, годятся лишь в качестве следственных материалов, а никаких иных источников не только по Преображению, но и вообще по первым христианам нет. Остается только строить предположения. По Преображению в принципе можно привлечь пророка Илию, который со слов евангелистов там тоже присутствовал. Там еще и Моисей был, но как на него покойного выйти, непонятно. С Илией несколько проще — он не умирал, а был живым взят на небо и иногда спускается оттуда на землю по разным надобностям. Так что есть лишь два ценных свидетеля — Илия и сам Иисус. Больше никто ничего достоверного о Преображении не скажет.

По первым христианам первое же, что у Рассела полный вздор, это что еврейская теология была проста, аки жопа Рассела. Это совершенно не так, она была посложнее даже его чайника. Но Рассела можно понять, он сложность и развитость теологии определяет по ее логическому аппарату, а логический аппарат привязывает к единственно знакомой ему логике (ну или логикам), которая стоит на базе греческой традиции и в целом сводится к логике Аристотеля. Философия для Рассела это тоже дисциплина на базе логики, а теология для него это раздел философии, где предметом познания является Бог. Логика еврейской традиции Расселу незнакома и недоступна, для него ее просто нет или же она настолько примитивна, что можно с ней не париться. На самом деле это совсем не так.

Первые христиане это в первую очередь иудеи — носители еврейской традиции. Насколько они при этом компетентные носители, этого нам неизвестно. Например, Деяния и церковная традиция называют апостола Павла учеником раббана Гамлиэля (Гамалиила), а у того на то время была первая богословская академия в Иерусалиме, где, кроме еврейской традиции изучалась еще и греческая философия. Но в еврейском предании ученик по имени Шауль (Савл) в числе первых учеников раббана Гамлиэля не фигурирует. Из этого, конечно, не следует, что будущий ап. Павел там не учился или что он был из последних учеников. Тем не менее, именно Павел тот, кого в первую очередь можно заподозрить в сознательном искажении или редукции учения Иисуса.

Область пересечения первохристианства и греческой философии, по-моему, в первую очередь следует искать в тогдашнем Египте. Хотя бы потому, что только там мы находим единственного иудея и по совместительству греческого философа — Филона. Или, может быть, наоборот, философа и по совместительству иудея. Это, собственно, все, что осталось от эллинистического иудаизма ко времени появления Иисуса. Это платонизм помноженный на пифагорейство с включением элементов стоицизма. Другой александрийский платоник пифагорейского наклонения — Евдор, он немного младше Филона и тоже мог быть известен первым христианам. Платон тут к тому хотя бы, что его не сам уже Евдор, а какой-то из его учеников называл Моисеем, говорившим по-гречески. А о Пифагоре в иудейском предании есть легенда, что в египетский период своей жизни он был учеником пророка Ирмеягу (Иеремии), который окончил свои дни в Египте. Кроме того, в Египте какое-то время после Вавилонского плена практиковался еретический иудаизм с некошерным Храмом на острове Элефантина. Это были евреи, отказавшиеся сдаться ассирийцам и сбежавшие в Египет, в основном военные.
 

Кроме того, с первыми христианами должны быть связаны египетские гностики. Был еще, конечно, Симон-волхв, гностик из Самарии, о котором рассказано в Деяниях, но о нем больше ничего не известно. А александрийские — это в первую очередь Керинф, автор апокрифического Евангелия Иуды и оппонент Иоанна Богослова. Потом Эпифан, александрийский коммунист тех времен. Далее — безымянный автор Евангелия от Петра, безусловно, египетский гностик, и другой, тоже безымянный автор Апокалипсиса Петра и тоже египтянин, но уже не факт, что гностик. Как все это было связано с мистическими учениями иудаизма и насколько с ними были знакомы первохристиане, гностики и платоник и 1-2 вв, нужно разбираться отдельно. Нужно ли привлекать более поздние времена, не знаю.
>>
 
Разговор с Игорем Хайкиным.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше